Описание Уразовской волости Валуйского уезда | Обретенная память
Описание Уразовской волости Валуйского уезда

Описание Уразовской волости Валуйского уезда #

[Описание Уразовской волости Валуйского уезда]
Въездные ворота крестьянского дома начала XX века в Уразово Валуйского городского округа на улице 3-го Интернационала

Огородничество у жителей Уразовской волости находится в цветущем состоянии: каждый житель имеет свой огород, — кроме села Кукуевки, где по причине гористого места, а главное — по недостатку воды, огородов почти нет. Огороды вообще находятся в низменных местах, прилегающих к рекам. Сеют в больших размерах: картофель, капусту, свеклу, лук, чеснок, огурцы, кукурузу, тыквы, подсолнечник и коноплю; также сеют репу, редьку, редису, сахарный горох, а иные, кроме того, стручковый перец, петрушку и чернушку. Между этими растениями сеют цветы — гвоздики, васильки, чабрец, рожу и пахучие растения — любисток, канупер, кучерявую мяту, шалфей, ромашку и, иногда, ганус. Хрен и без посева растет почти на всех огородах.

Садоводством уразовцы занимаются мало, хотя у многих жителей есть небольшие сады. В этих садах растут яблони, груши, вишни, сливы, черешни, терн, бергамоты, белая и черная смородина, малина, крыжовник и калина. В слободе Уразовой в двух садах разводятся небольшие виноградные плантации; образцы плодов этого винограда в прошлом году были представлены в Воронеж на выставку.

Промышленность жителей Уразовской волости различна; главное же занятие их составляет торговля, которая находится в удовлетворительном состоянии.

Жители слободы Уразовой преимущественно занимаются покупкою и продажею рогатого скота и овец, выделкою кож, сапожным мастерством и мелочною торговлею, а также рыболовством в реке Осколе. Хлебопашеством занимаются те, которые живут в хуторах, принадлежащих к Уразовой. Некоторые уразовские торговцы имеют собственную землю, от 200 до 3000 десятин, — на которой ими устроены фермы, где находится закупаемый ими рогатый скот и овцы.

Слобода Уразова в торговом отношении считается одною из замечательнейших слобод Воронежской губернии — после Алексеевки, Бутурлиновки и Калача. В ней бывает семь ярмарок в году и еженедельно два базара — по воскресеньям и пятницам. Первая ярмарка бывает 28 января, 2-я во второе воскресенье великого поста, 3-я 9 мая, 4-я после пасхи в девятую пятницу, 5-я 20 июля, 6-я 8 сентября, 7-я 6 декабря. На ярмарки вывозят вообще товары и продукты, необходимые в крестьянском быту. Пригон лошадей и скота бывает небольшой. Ярмарки продолжаются не долее трех дней, а иногда и два дня. Главный торг производится пшеницею, которая во всякое время закупается в огромном количестве проживающими здесь с этою целью орловскими, курскими, елецкими и другими купцами, известными в народе под названием «пшеничников». Купленную пшеницу они отправляют в Курск, Орел, Таганрог и Бердянск. Цены на пшеницу в настоящем году стояли очень низкие: самая лучшая продавалась по 3 руб. 50 к. сер. за четверть, — так что все помещики приостановили продажу.

В Уразовой находится шесть небольших деревянных лавок с красным товаром, три железных (одна из них каменная) и две бакалейных. Сверх того до 10 небольших лавочек с разными мелочными товарами. Торгуют во всех лавках большею частью валуйские купцы. Между этими лавками ежедневно можно встретить штук до 30 и более подвижных лавочек, разъезжающих по всей слободе на маленьких тележках и переносящихся на лотках и в решетах. Эти лавочки большею частью набиты бубликами или булками, которыми преимущественно славятся уразовские торговки; в них также продаются раки, свежая, соленая и жареная рыба, лук, чеснок, огурцы, яблоки, разных сортов квас, борщ с бараниной и рыбой, разные семена орехи… одним словом все, в чем только может нуждаться русский желудок. На этой же площади находится небольшой двухэтажный каменный дом; нижний этаж его занят питейными заведениями, а наверху красуется вывеска: «Гостыннiца Новiй Светъ»… Само собою разумеется, что слово «гостиница» тут только для эффекта; в сущности же, это тот же кабак или плохая русская харчевня, в которой и пообедать нечего…

Всех заводов в Уразовой считается 44; из них 25 кожевенных, 7 овчинных, 6 сапожных, 3 кирпичных, 2 маслобойных и 1 медовой; есть еще 1 водяная крупчатка, принадлежащая обществу. Сверх того, здесь много разных мелких заведений. — Рабочих на всех заводах считается до 437 человек. Выделывается ежегодно разного товара на 24,237 руб. сер. Временно проживающих купцов, занимающихся покупкою пшеницы и разными торговыми оборотами, 32. Мещан 56; одни из них занимаются мелочною торговлею, другие мастерством.

Время населения слободы Уразовой, как и прочих селений волости, относится к половине 18 столетия. В 1765 году была уже построена в слободе Уразовой, бывшим владельцем-князем Голицыным, первая каменная церковь. В настоящее время в Уразовой находится три каменных церкви; все они отличаются от церквей соседних сел особым благолепием и богатством. Самая слобода находится на ровном песчаном месте, на левом берегу р. Оскола. Улицы расположены, исключая базарной площади, неправильно и довольно узки. Среди улиц во многих местах есть болота, на которые вывозятся все нечистоты из разных заводов… Весною, во время дождей, грязь на улицах бывает невылазная.

Слобода Петровская находится на ровном, живописном месте; выстроена она в три линии и окаймлена с трех сторон небольшою речкою Казинкою, а с юго-западной стороны меловыми горами. В ней одна деревянная церковь, построенная в прошлом столетии князем Голицыным. Жители занимаются преимущественно плотничеством и хлебопашеством. Между плотниками есть отличные мастера, которые могут производить всевозможные постройки. С первой недели великого поста они целыми партиями отправляются на работы в разные места, только не в дальние. Некоторые из них возвращаются на время уборки хлеба домой, а иные остаются на работах до 1 ноября и далее. Чумачеством занимаются немногие.

Жители села Кукуевки занимаются также большею частью хлебопашеством и плотничеством. Село расположено на гористом, безводном месте; вода получается из колодцев, но и те, во время сухого лета, иногда высыхают, так что жители терпят недостаток в воде. В Кукуевке одна церковь, деревянная, построенная только недавно — в 1861 году. Избы расположены в две прямых линии. Население составляют великорусские переселенцы, отличающиеся от других соседних великоруссов своим странным выговором, грубым характером и самим костюмом.

Слобода Малая-Знаменка, или, иначе, Бибикова, находящаяся против Уразовой, расположена на ровном месте, на правом берегу Оскола, — в две линии. Слобода эта существует с 1730 года, как об этом свидетельствует запись, хранящаяся в церковной ризнице. Как видно, она принадлежала прежде помещику Бибикову, отчего в простонародии и называется Бибиковой, а впоследствии уже перешла князю Голицыну. — Жители хлебопашеством занимаются мало; главное занятие составляет делание кирпича, а также разные мастерства (есть хорошие печники). — Церковь одна, деревянная, построена в 1859 году, а до того времени была старая церковь, существовавшая с 1750 года.

Многие жители Уразовской волости ежегодно отправляются в разные места для закупки и продажи кож и сапогов и для разных торговых оборотов, а также на разные работы. — Билетов берется жителями: годовых 41, полугодовых 105; всех же билетов выходит в год 1379, на сумму 465 руб.

По отношению к общему количеству жителей, в Уразовской волости скотоводством занимаются мало: на каждого жителя не приходится и по две штуки скота. Всего скота 10 833 шт.; в том числе лошадей 2527, рогатого скота 1986, овец простых 4786, свиней 1469, коз 69.

Из домашней птицы водятся гуси, утки и куры; индеек же почти нет.

Из диких животных в Уразовской волости водятся, в малом количестве, волки, лисицы, зайцы, хорьки, овражки, ласочки. — Из диких птиц встречаются гуси, разных пород утки, бекасы, витютни, куропатки, чайки, дупеля, горлинки, дрофы и, в огромном количестве, перепела; также — орлы, ястреба и другие хищные птицы. Вороны, сороки, галки, воробьи, ласточки, соловьи, кукушки, щеглы, чижи, синицы и снегири водятся, как и везде. — Гадов и насекомых, в сравнении с другими местностями, не так много, за исключением только кузнечиков, жуков и комаров, которые встречаются огромными массами.

Жителей в Уразовской волости считается мужеского пола 6348. Все они православного исповедания. Главное народонаселение составляют малороссияне, которых считается мужеского пола 5255 и женского 5446; великоруссов же — мужеского пола 1093, женского 1202.

Всех дворов в Уразовской волости считается 2128. Приходских церквей шесть: 3 каменных и 3 деревянных. Приходское училище 1, школ 3, — число учащихся в них 197.

Жители Уразовской волости характера веселого, разгульного. Не только в праздничные дни, но и в будни, во всякое время, все увеселительные заведения полны народом. До 1863 года по Уразовской волости было питейных заведений всего 6, 1 трактир и 1 винный погреб; в настоящее же время считается 49 «раздробительных», из которых 27 кабаков, 8 штофных лавочек и 14 постоялых дворов с распивочною продажею; сверх того 3 винных погреба и 2 трактира.

Все почти крестьяне Уразовской волости живут достаточно, а в слободе Уразовой есть много даже богатых промышленников. Дома у многих крестьян отличаются особенною чистотою и большею частью построены в несколько покоев. В слободе Уразовой есть три каменных дома, — два из них двухэтажные.

Одеваются уразовцы, как мужчины, так и женщины, хорошо и чисто. На каждом крестьянине национальный его костюм всегда почти из довольно тонкого сукна; некоторые носят волчьи, лисьи и енотовые шубы. Жены же богатых торговцев, — разумеется, когда не торгуют в своих лавках, — носят лисьи салопы, бурнусы, мантильи, шелковые платья и даже шляпки.

Некоторые статистические данные, не вошедшие в предыдущее описание, представляются здесь, в следующей таблице:

Уразовцы с точностью исполняют все верования и предрассудки своих предков, с некоторым только изменениями, происшедшими от искаженной передачи и различного толкования этих верований. Никто не старается знать, хорошо то или дурно, поставляя себе в обязанность выполнять все, что перешло от предков.

Накануне Рождества Христова (святвечер) не едят ничего до захождения солнца. В этот день приготовляют особого рода пищу: варят кутью, которую едят с медом, и взвар — из сушеных яблок и груш. Пища эта считается священною. Когда хозяйка дома ее приготовит, то постилает сено под образами и ставит ее туда. Каждый день, во время святок, все семейство прежде всего ест это кушанье. Такую же пищу приготовляют и накануне Богоявления. Вечером под Рождество Христово, после ужина, каждая мать дает часть из приготовленного ужина своим детям, и те отправляются с этим к своим крестным отцам, матерям и повивальным бабкам, за что получают от них подарки, вследствие чего этот вечер называется у них богатым. Вечером на Рождество Христово девки, а на второй день Рождества молодые бабы ходят по дворам колядовать, а под новый год — щедровать. И колядки, и щедровки их все более или менее уже известны. — Ворожба, под новый же год, также не представляет никаких особенностей.

На новый год, как только раздастся благовест к утрени, мальчики, набрав в рукавицы или в небольшие сумки разного хлебного зерна, целыми десятками бегают по дворам и, при входе в дом, посыпают им куда и где попало; при чем говорят хозяину следующее поздравление:

На счастье, на здоровье!
Роди, Боже, жито пшеницю
И всяку пашницю!
Будьте здорови!
З новым годом,
Да з Василем!

На маслянице, начиная с первого дня ее и до последнего, каждую ночь, молодые женщины, парни и девки, собравшись со всех концов слободы в одну шумную, нестройную толпу, ходят по улицам и поют песни, нарочно сложенные на этот случай. Это шествие называется у них Галочкою. Вот две из песней:

Вилинь, вилинь, галочка,
З вышневого садочка,
Познай свого соколочка!
А мiй сокил назначин був:
На правiй ручки колечко, —
Куда литить, то звинить!
На озери щирята,
Миж щирятами уточка;
Де ни взявся силизень,
Та ухватив утиньку,
Та за правое крилечко.
Вона в его прохалася:
«Пусти, пусти силизень!»
Вин каже: «та коли ж тебе пустю,
Та праве крыло обсичу!»
На улице карагод,
Миж карагодом Кулинка;
Десь узявся Гаврилик,
Та весь карагод розигнав,
А Кулинку соби взяв.
А вона у его прохалася:
«Та пусти, пусти, Гаврилик!»
Вин каже: «та коли ж тебе пустю,
Та русу косу роспустю,
Та у двое заплиту!»

В великий пост, по праздникам, девки и парни, иногда и молодые женщины, выходят на выгон, среди слободы, и играют в туну: берутся рука за руку и ходят кружком, — при чем поют следующую песню:

Туна танчок водила;
Шо повиде, то стане,
На дивочок погляне,
Чи вси дивочки в таночку.
Марьяночки ни мае.
Мати рожу чисала,
Свою доньку навчала:
Донько моя, рожинька!
Если ж ты пидешь у танок,
Не становися край туны:
Туна зведе з ума,
На нижиньку наступе —
Чиривичок покаля,
А за ручиньки здавне —
Золот перстинь зожме!

На праздник Пасхи, по окончании литургии, мужчины всех возрастов, женщины и девки выходят на площадь, где устроены качели, (а в слободе Петровской, где нет качелей, к церкви), и играют в разные игры. Один, например, кладет в нескольких шагах яйцо, а другой, закрывшись шапкой, должен бежать и найти его: если не найдет, то отдает свое яйцо, или платит деньги. Здесь же играют и в карты, на деньги. Молодые женщины, девки и парни, качаются на качелях и играют в горелки… Все эти игры продолжаются целую неделю. С этого времени все девки и парни, почти каждый вечер, в особенности под праздничные и в праздничные дни, выходят на улицу, поют там разные песни и играют в не совсем благопристойные игры. Это продолжается обыкновенно за полночь. Потом любящиеся расходятся парами.

В день Сошествия Святого Духа девки ходят непременно в венках.

Четверг на Троицкой неделе называется великоднем русалок. В этот день все женщины и даже некоторые мужчины боятся ходить в лес, в поле и купаться в реках, потому что русалки в этот именно день разгуливают везде, и если кого поймают, то «защелокчат» (защекочут) или утопят. В существование русалок и ведьм уразовцы верят, как нельзя более, и говорят, что русалки — дети, умершие не окрещенными и которые находятся под властью ведьм.

В день рождества Крестителя Иоанна (что у малороссиян и называется «Иван-Купало»), девки, собравшись со всей слободы, делают Маринку — куклу в рост человека, одевают ее в женское платье и несут к реке. Процессия эта сопровождается особыми песнями; вот одна из них:

Маринку нисти,
Чириз Дунай ричку бристи,
Дивки Маринци пиред висти.
Дивка Маринка брыла та утонула,
Пишли слихи до мачухи, —
Мачуха ж каже:
«Ни жаль мини дивки Маринки,
А жаль плахты чернивки!»
Пишли слихи та до матири, —
Мати ж каже:
«Ни жаль мини плахты чернивки,
Та жаль дивки Маринки!»
Куклу потом бросают в реку.

Вечером того же дня девки и парни, разложив на площади огонь, прыгают через него, при чем поют:

Коло воды, коло моря,
Купався Иван
Та й в воду упав.
Там стояли два дубочки —
То парубочки,
Червоная калиночка —
То дивочки.

Жители Уразовской волости по пятницам не пашут, а женщины не прядут. В понедельник женщины не золят рубах, считая это за страшный грех; нарушившая же это правило непременно должна выпить три ложки золы, разведенной в воде: только этим средством, по их мнению, можно загладить свой проступок. Впрочем, в настоящее время этот обычай начинает наконец понемногу выводиться. — В день обновления Царяграда Уразовцы не работают из боязни, что в противном случае град побьет весь хлеб. Когда идет град, женщины выносят из домов на двор рогачи, кочерги и помела: по их мнению, когда они вынесут все принадлежности печные, град тотчас же перестанет идти. На великомученика Пантелеймона, — что у них называется «Полий», — также не работают, чтобы блисковка (молния) хлеб не пожгла. День воспоминания чуда от архистратига Михаила празднуется потому, что кто будет работать в этот день, тот непременно ослепнет, или с ним случится какое-либо другое несчастье. Девятая и десятая пятницы после Пасхи также празднуются.

Удары грома приписываются обыкновенно тому, что Илия-пророк ездит «по всем небесам, на серых лошадях, в огненной колеснице». Затмение солнца, луны и другие небесные явления называют «планидою Божиею»; по мнению уразовцев, после этих явлений непременно должна быть война, голод, мор на людей или на скот, или что-нибудь в этом роде. Если увидят метеор, то говорят, что это огненный змей летает по воздуху.

Вечерницы. У малороссиян вечерницами называются вечера, назначаемые взрослыми девками для совместных занятий и работ, а более для веселого препровождения времени, в нанимаемом нарочно для этого доме — у бессемейной вдовы или одинокой солдатки. Начинаются эти вечера с осени и продолжаются до Великого поста. Сюда-то приходят и молодые парни, принося с собою — один водку, другой «сопилку» или дудку, иной балалайку или гармонию (последнему инструменту отдается предпочтение перед всеми другими). Занятия — шитье, пряжа и проч. сменяются песнями, плясками, любезничаньем. Некоторые из девок готовят закуску: яичницу, блинцы, орешки. Веселье продолжается большей частью далеко за полночь. На этих вечерах обыкновенно бывает выбор невест и женихов.

Свадебные обрады. Когда отец задумает женить своего сына, то прежде всего посылает двух старост к избранной женихом невесте. Старосты эти, взяв с собою за пазуху хлеб, идут в дом отца невесты и, поздоровавшись с ним, прямо приступают к делу. Спрашивают его: согласен ли он выдать свою дочь за такого-то? — Если он согласен, то они, положив хлеб на стол, назначают день сватанья; а если нет, то берут со стола положенный ими хлеб и идут сватать в другой дом. В назначенный день сватанья, жених, собрав всех своих родных, идет в дом невесты. Там все садятся за стол — кроме жениха и невесты; последняя кладет в это время на тарелку несколько хусток (род небольших утиральников) и раздает их всем родным и старостам, которые тотчас же перевязываются ими. Жених же угощает всех водкой. Девки, собранные невестою, поют следующую песню:

Просватали Галичку
За того за Сидорку.
Ой-ле, ой-ле,
Ой да лилёшуньки лё-ле.
Ой-лё-ле!
Молодая боярыня,
Та Галичка Карповна!
Ой-ле, и проч.
Вона ходе, похаживае,
Дружка за ручиньку поваживае,
Ой-ле, и проч.
Свого ж дружка милого,
Та Сидорку Ивановича!
Ой-ле, и проч.
Та устав же, дружочок,
Пробудися, надёжа моя!
Ой-ле, и проч.
Пробудися, надёжа моя,
Ты надёжа великая!
Ой-ле, и проч.
А надёжа великая,
Та Галичка Карповна!
Ой-ле, и проч.

Дня за три до свадьбы родители жениха и невесты пекут шишки (род небольших булочек, сверху которых накладывают разные фигуры). Также пекут две больших булки и, подобно шишкам, украшают их фигурами же из теста, которые ставятся пирамидально. Одна из этих булок называется лежнем, а другая короваем. Этот самый коровай делается накануне свадьбы в доме невесты, на так называемых дружбинах. В это время жених с дружком и с своими родными приходит к невесте, и дружко, переступив порог, говорит:

Благословите у сей дом уступить,
Молодого за стил посадить,
Усе добре говорить,
Князя молодого благословить,
Тричи разом!

На это приветствие родные невесты отвечают: «Бог благословит!» — и дружко, взяв жениха за руку, ведет за стол и сажает в красный угол, где уже сидит невеста. Окончивши эту церемонию, дружко берет немного пшеничной муки, заранее приготовленной родными невесты, заставляет кого-либо из молодых женщин замесить в виду всех, коровай на крышке дежи, в которой месится хлеб, и сажает его в печь. Потом тот же самый дружко, взяв с двумя или тремя женщинами дежу, носит ее по хате, подбрасывая слегка кверху, так, чтобы она краями касалась потолка, — при чем подкидываюшие дежу говорят, до трех раз, следующие слова: «Стоит пичь на ….дижу носят на руках, та наша ж пичь каровай испиче!» За тем начинается ужин; девки же и молодые бабы, стоя перед столом, поют песни, из которых приводим следующую:

Черный ворон,
Избудував город.
Три стины каменных,
А четверта золота,
Золотый килок;
На килочку макивочка,
На макивочци ластивочка,
Та вона ж соби гниздо свила,
Та вывила диток
Однолиток.
Та первое ж дитятко —
То Сидорочка,
А другое дитятко —
То Галичка!

До начала дружбин, невеста, часа в четыре пополудни, начинает ходить по дворам и собирает дружок; во время этого шествия дружки, идя за нею, поют следующие песни:

Клин було-чи ни дерево,
Смородина-чи ни ягода,
А Галичка-чи ни дивочка,
А у ней чи ни кисонька?
Шовком заплетина,
Золотом обведина!

Та стояла Галичка при дорози,
Чорвони чобитки на нози,
Шо купив Сидорка на торзи.
Носи, Галичка, здорова,
Ни мови ни слова!

Когда же невеста входит к кому-либо во двор, то дружки поют другую песню:

Ой ты душинька
Наша Галичка!
Обмитайте двори,
Застилайте столи,
Выставляйте кубочки, —
Ось идут дружечки!

А выходя оттуда, поют:

Та спасибо тоби, дружичка,
За твои билiи калачи,
За твои повненьки стаканци!

При этой церемонии, молодая, входя в дом родственников или знакомых, оставляет «шишку» в виде подарка.

В день свадьбы, утром, перед венчанием, жених с невестою ходят к крестным своим родителям и кланяются им в ноги до трех раз.

После венчания, по выходе из церкви, молодому затыкают за пояс платок, а молодую подпоясывают длинным утиральником и ведут в дом жениха. После обеда, молодая опять собирает подруг и ходит по улицам. В это время они поют:

Стояла Галичка под винцем,
Чесала кисоньку грибинцем.
Узнав грибинец под стилец:
Подай, Сидорка, грибинец! —
Я ж тоби, Галичка, ни вдивец,
Шоб подав тоби грибинец!

За тем молодая с подругами возвращается к себе домой, садится за стол и ждет приезда молодого. Молодой же готовится в это время, с несколькими «боярами», к поезду. Когда поезд готов, то он, взяв с собою «бояр», отправляется к церкви и, подойдя к западным дверям, кладет три поклона и целует висящий на двери замок; потом возвращается обратно домой. Здесь, когда он садится на повозку, мать его, набрав разного хлебного зерна и смешав с несколькими копейками, обходит вокруг него три раза и обсыпает его этим зерном. За тем поезд отправляется за молодою. После обычных церемоний, забравши все приданое, молодой сажает молодую своими руками на повозку, обходит около повозки три раза и слегка бьет новобрачную плетью по спине; после этого молодую, окруженную молодыми бабами, называемыми свашками, везут к жениху в дом. Одна из этих свашек, сидящая против молодой, держит в руках пучек васильков с зажженною восковою свечею. При прощаньи, как с той, так и с другой стороны, раздают родным и знакомым «шишки».

На другой день свадьбы, рано утром, жених с невестою, окруженные толпою полупьяных женщин, которые в это время поют самые неприличные песни, идут вместе с дружком и боярином в дом родителей невесты, откуда, после обычных поздравлений, отправляются к дружку, боярину и свашкам. В каждом доме для молодых приготовляется закуска и водка. Обойдя таким образом всех, бывших на свадьбе, идут к церкви, где получают от священника «очистительную молитву». — В это же самое время в доме жениха и невесты раздаются, вместе с подарками, разрезанные на куски коровай и лежень, которые до того времени лежали на столе. Все, получающие подарки — обыкновенно простые бумажные платки, дарят жениха скотом, хлебом и т. п.

Похороны у жителей Уразовской волости бывают тоже не без особенностей. Когда кто умрет, то вечером того дня собираются престарелые женщины и мужчина, слывущие под названием «мирских монахов» или так называемых «ночевальщиков», садятся вокруг мертвеца и поют псальмы. В этих псальмах повествуется обыкновенно о жизни и делах какого-нибудь святого, или же излагается радость праведной и скорбь грешной души. Поются эти псальмы тем однообразным и неприятным для слуха напевом, каким вообще поют нищие. После пения, «мирские монахи» рассказывают приключения, бывшие с обмиравшими людьми, — и тут же, кстати, судят дела покойника и решают его участь, назначая его в рай или в ад. — В доме, где покойник, родные умершего курят каждый день, утром и вечером, ладаном и ставят в угол под образа две чашки — одну с медом, а другую с водою; эти чашки стоят тут до шести недель, потому что существует убеждение, что до этого срока душа умершего, утром и вечером, во время курения ладаном, прилетает в дом есть мед и пить воду.

П. Попов