Спортивная карьера, ее особенности литература 2018

Исходя из поставленных задач, в работе рассмотрены психологические теории самореализации, дается характеристика спорта как вида деятельности, рассматриваются подходы к изучению спортивной мотивации.

проект по физкультуре 7 класс. Тема: «Спортивная карьера: где, как, когда?»

Карьера будущего спортсмена будет зависеть от многих факторов. Основными, считаю, 4 фактора. Определенно физическое развитие играет большую роль у спортсменов, нежели духовное.

Состояния нервно-психического напряжения. Никитина О. Уверенность в своих силах как фактор достижения успеха в деятельности: Автореф. Николаев А. Психическая адаптация человека к усложненным условиям деятельности: Автореф. Носачева С. Формирование и проявление отношений юных спортсменов к тренировочным нагрузкам: Автореф.

Озеров В. Психомоторное развитие спортсменов. Кишинев, 1983. Палайма Ю. Параносич В. Психодинамика спортивной группы: Пер. Парыгин Б. Основы социально-психологической теории. Социально-психологический климат коллектива. Петленко В.

Валеология человека: в 5-и т. I 304 е. II 360 е. III 350 е. IV 367 е. V 360 с. Петушкова Е. Путешествие в седле по маршруту «жизнь». Пилоян Р. Мотивация спортивной деятельности.

Платонов В. Уравнение с шестью известными. Суд над победителями. Платонов К. О системе психологии. Система психологии и теория отражения. Пономарев Н. Шороховой и др. Прохоров А. Влияние спортивной подготовки на психофизиологическую реактивность студентов: Автореф.

JL, 1981. Прохорова М. Крылова, Л. Психологические проблемы физического воспитания школьников: Сб. Коссова, Т. Психомоторика: Сб. Ашмарина, Е. Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям: Сб. Рудика, А. Пуни, Н.

Психология: Учебник для техникумов физ. Психология: Учебник для институтов физ. Рудик, В. Медведев, А. Психология спорта высших достижений: Учеб. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Джамгарова и А. Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека: Сб. Ильина и Г. Пуни А.

Очерки психологии спорта. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. Некоторые психологические особенности готовности к соревнованиям в спорте. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте. Проблема личности в психологии спорта: Лекция. Растороцкий B. Гимнастика достойна гимнов. Рогов Е. Настольная книга практического психолога в образовании.

Родионов А. Психодиагностика спортивных способностей. Влияние психологических факторов на спортивный результат. Смоленск, 1992. Роднина И. Олимпийская орбита. Розе Н. Психомоторика взрослого человека. JL: Изд-во Ленингр. Романова Е.

Регулирующая функция представления движений: Авто-реф. Ротенберг B. Мозг, обучение, здоровье. Рубинштейн С. Принципы и пути развития психологии. Рудик П. Румянцева В. Общение в экстремальных условиях взаимосвязанной деятельности группы на примере изучения гандбольных команд : Автореф. Рыбалко Е. Возрастная и дифференциальная психология.

Савинкова Л. Возраст красоты. Сальников В. Победный заплыв. Россия, 1984. Свобода Б. Селиванов В. Психология волевой активности. Рязань, 1974. Серова Л.

Психологические основы отбора в игровых видах спорта: Автореф. Сингер Р. Мифы и реальность психологии спорта: Пер. Скрябин Н. Педагогические аспекты изучения уровня развития смелости: Автореф. Смирнова И. Исследование некоторых факторов, способствующих оптимизации обучения и тренировки фигуристов-одиночников: Автореф. Солнцева Л. Влияние занятий некоторыми видами спорта на возрастную динамику объема внимания: Автореф. Сосновикова Ю.

Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975. Спортивная и возрастная психофизиология: Сб. Стамбулов А. Исследование некоторых особенностей динамики и взаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития в подростковый период: Автореф. Стамбулова Н. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет: Автореф. Лесгафта, 1988. Психологические модели спортивной карьеры: Тез. Психология спортивной карьеры: Учебное пособие.

Столин В. Самосознание личности. Стоуне Э. Психопедагогика психологическая теория и практика обучения : Пер. Сурков Е. Психомоторика спортсмена. Антиципация в спорте. Суходольский Г. Понятийная система психологической теории деятельности. Основы психологической теории деятельности.

Таймазов В. Индивидуальный подход к технико-тактической подготовке боксеров с учетом их спортивно важных качеств: Автореф. Талызина Н. Управление процессом усвоения знаний. Тарасов А. Хоккей без тайн. Тарасов В. Технология жизни. Толочек В. Устойчивые и изменчивые характеристики и компоненты индивидуального стиля деятельности на примере спортивной борьбы дзюдо : Автореф.

Стили деятельности. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов: Автореф. Толстых А. Возрасты жизни. Торопчин И. Индивидуальные различия в проявлении тренирующей функции представления движений: Автореф. Тропников В. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности: Автореф. Турищева Л. Жизнь моя гимнастика.

Фельдштейн Д. Психология развития личности в онтогенезе. Филин В. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие -М. Фомин Н. Возрастные основы физического воспитания. Франкл В. Человек в поисках смысла. Ханин Ю. Психология общения в спорте.

Психология общения в совместной деятельности: Автореф. Методика исследования отношений между спортсменом и тренером: Методическое письмо Л. Хансен Р. Человек в движении. Хвацкая Е. Психологическая помощь юным спортсменам на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. Цзен Н. Психотехнические игры в спорте. Чайковская Е. Шесть баллов.

Чашина Г. Психическая саморегуляция двигательной деятельности в условиях нарастающего утомления: Автореф. JL, 1977,- 16 с. Черемных А. Психологические особенности спортивной карьеры спортсменов-инвалидов: Автореф. Черникова О. Эмоции и их значение в спортивной деятельности: Автореф. Соперничество, риск, самообладание в спорте. Чеснокова И. Проблема самосознания в психологии.

Шаболтас А. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте: Автореф. Шадриков В. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. Шлее И. Индивидуальный стиль соревновательной деятельности дзю-доисток в связи с их личностными особенностями: Автореф. Эльконин Д. Юдин Э. Системный подход и принцип деятельности. Ядов В.

Социологическое исследование: методология, программа, методы. Якубчик Б. Якунин В. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. Психологические основы управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Автореф. Urbana, IL: Human Kinetics, 1992. Alfermann D. Allison M. Applied Sport Psychology. Williams Ed.

London, Toronto: Mayfield Publishing Company, 1993. Baillie P. Barnett N. Blann, W. Post sports career planning. In, Robertson,D. Blind E. Brewer B. Buhler Ch.

Цели должны быть реалистичными и измеримыми, чтобы спортсмен мог ясно видеть, что делает, чтобы достичь успеха. Разработка плана действий — после определения целей, спортсмен должен разработать план действий, который будет направлен на достижение этих целей. План должен быть структурированным и состоять из маленьких целей, которые будут достигаться поэтапно. Спортсмен должен продумать стратегию, как он будет тренироваться, какие навыки развивать, какие соревнования участвовать и т. Принятие решений во время соревнований — на самом протяжении спортивной карьеры спортсмену приходится принимать решения во время соревнований. Быстрые и правильные решения могут стать определяющим фактором в достижении победы. Спортсмен должен быть готов к неожиданностям, анализировать ситуацию и принимать решения в соответствии с обстоятельствами. Адаптация и изменение стратегии — спортивная карьера — это постоянное движение и развитие. Спортсмену часто приходится адаптироваться к новым условиям, менять стратегию и подход в зависимости от обстоятельств. Успешные спортсмены могут быстро адаптироваться и изменять свою стратегию в соответствии с требованиями ситуации. Анализ и самооценка — частью стратегического подхода в спортивной карьере является анализ и самооценка своих достижений и ошибок. Спортсмен должен регулярно анализировать свою игру, тренировки и принимать меры для улучшения. Критическое мышление и способность видеть свои ошибки позволяют спортсмену расти и улучшаться. Принятие решений и разработка стратегии — неотъемлемая часть спортивной карьеры. Спортсмен, который умеет анализировать ситуацию, принимать правильные решения и изменять свою стратегию, имеет больше шансов достичь успеха и победы. Формирование команды и коллективная работа Одним из важных аспектов спортивной карьеры является формирование команды и успешная коллективная работа. Команда — это группа людей, объединенных общей целью и направленных на совместную работу в спортивной сфере. Формирование команды начинается с выбора подходящих специалистов — тренеров, физиологов, психологов, массажистов и других специалистов, которые смогут обеспечить всеобъемлющую поддержку и помощь атлетам в достижении их целей. Команда должна быть высококвалифицированной и сплоченной, способной работать вместе для достижения общего успеха. Коллективная работа включает в себя различные аспекты, такие как: Взаимодействие и коммуникация: члены команды должны активно общаться и поддерживать взаимодействие, чтобы улучшить командный дух и синхронизацию действий.

Мотивация Выделю мотивацию, как отдельный критерий, ведь без нее не будет ни желания, ни интереса совершенствоваться и заниматься спортом дальше. Существует множество видов мотивации. У спортсменов основными мотивациями : стремление к совершенству, статус, стремление к стрессу и преодоление его, потребность быть частью коллектива, формирование характера. Мне кажется, что одним из главных мотивирующих компонентов должно быть просто наслаждение тем, чем ты занимаешься. Раз ты любишь то, что ты делаешь, то ты постараешься выступить, как можно лучше, если не ради болельщиков, то ради себя. Спортивная карьера легенды лыжного спорта А. Отец — Иван Григорьевич, преподавал физкультуру в школе, был победителем областных соревнований среди сельских учителей в лыжных гонках, участник Великой Отечественной войны, был ранен. Мать — Нина Евлампиевна, тоже занималась лыжами, работала бухгалтером. В младенческом возрасте врачи поставили Саше страшный диагноз — врождённый порок сердца. До 3 лет он отставал в развитии от своих сверстников, А в пять с половиной лет маленький Саша умудрился упасть в котел с кипятком, получил страшные ожоги и целый год провёл в больнице. Спортивная карьера Лыжами увлекся в детстве, отлично проявлял себя в школе: в 1958 ученик пятого класса Саша Тихонов выиграл свои первые лыжные гонки на приз газеты « Пионерская правда ». После школы отбыл в Челябинск и поступил в училище фабрично-заводского обучения ФЗО. Два года отработал на Челябинском металлургическом заводе каменщиком огнеупорной кладки. При этом занятий лыжами не бросал, продолжая кататься зимними вечерами в парке. Позже его пригласили в Новосибирск учиться в техникуме физической культуры. Здесь он занимался беговыми коньками, велосипедом, лыжами. Окончив техникум физической культуры, служил в армии. В 1966 выиграл 10 и 15 километров в соревнованиях юниоров. Эстафету он бежал уже в составе взрослой команды и там стал победителем. Таким образом, отобрался в лыжную сборную СССР. Летом 1966 года повредил ногу и не поехал на сборы с лыжниками. Чтобы восстановиться, отправился в эстонское местечко Отепя, где тренировались биатлонисты. Ходил на костылях и практически не тренировался. В один из дней к нему подошёл старший тренер советской сборной по биатлону Александр Привалов и предложил пострелять. Винтовка Привалова сам он ростом под 2 метра была мне явно велика, однако пятью выстрелами я поразил пять мишеней. Сказалась любовь к охоте, которую мне привил отец». Однако пробиться в сборную по биатлону было нелегко. Тихонову помогло расширение программы соревнований за счёт эстафеты: в эстафетную команду требовались в 1-ю очередь быстрые гонщики. Его сразу стали нарабатывать на 1-й этап, где он за счёт скорости мог отыграть возможные промахи на стрельбе. На Олимпийских играх дебютировал в 1968. Подготовка к играм оказалась скомканной: едва приехав в олимпийскую деревню, Тихонов сильно простудился из-за того, что надел кроссовки в тёплую и мокрую погоду. С помощью тренера Анатолия Акентьева удалось сбить высокую температуру и выйти на старт индивидуальной гонки на 20 км. Тихонов стартовал самым первым и в итоге завоевал серебряную медаль, уступив в стрельбе норвежцу Магнару Сольбергу 2 промаха и проигрыш 50 секунд. Однако главный старт для Тихонова — эстафета. Он бежал 1-й этап Преимущество сборной СССР в дальнейшем удержали и закрепили партнёры разрыв — более 2-х минут. В итоге была завоевана 1-я золотая олимпийская медаль в биатлоне для Тихонова.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ

  • Управление карьерой профессионального спортсмена(Александра Карелина)
  • Решение задач по математике онлайн
  • Цель работы - проанализировать особенности спортивной карьеры, выявить ее основные этапы.
  • Похожие работы:

Управление карьерой профессионального спортсмена(Александра Карелина)

Для СМИ Санкт-Петербургский государственный университет — старейший и один из крупнейших и ведущих классических университетов Российской Федерации, основанный в 1724 году. Сегодня он является научно-образовательным центром мирового значения и занимает высокие позиции в международных рейтингах.

При этом сама по себе спортивная деятельность как вид деятельности довольно сложна и происходит в основном в экстремальных условиях соревновательного плана. Несмотря на то, что в последние годы проблема спортивной карьеры неоднократно составляла предмет исследований спортивных специалистов, она остается еще не до конца изученной.

Большинство опубликованных научных работ, которые посвящены проблеме спортивной карьеры, определяют либо те проблемы, с которыми сталкивается профессиональный спорт, либо освещают развитие специальных способностей, которые необходимы спортсмену для успешной реализации своей деятельности. Однако в них недостаточно внимания уделяется проблемам социализации личности в спорте, выявлению этапов профессионализации, описанию специфики психологического сопровождения и особенностей выбора карьеры в спорте. Иначе говоря, сейчас в научной литературе по проблемам развития карьеры далеко не всегда уделяется необходимое внимание аспектам развития данной системы как таковой и тем более относительно современных подходов к их построению с использованием различных технологий.

При этом стоит отметить, что в успешном управлении и развитии карьеры заинтересованы и государство, и общество, поскольку подобный подход в первую очередь снимает социальную напряженность. Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования по анализу психологических особенностей выбора карьеры у спортсменов. Цель работы — осуществить анализ психологических особенностей выбора карьеры у современных спортсменов.

В связи с поставленной целью были определены и конкретизированы следующие задачи исследования: 1. Осуществить теоретический анализ типологий и этапов карьеры в психологической науке. Определить специфику спортивной карьеры.

Провести практическое исследование психологических особенностей выбора карьеры у студентов-спортсменов. Объект исследования — система спортивной карьеры. Предметом исследования являются психологические особенности выбора карьеры у спортсменов.

База исследования: студенты института физкультуры и спорта г. Теоретико-методологическая основа работы: Изучению различных аспектов системы карьеры посвятили свои работы такие авторы как Э.

Мы отмечаем, что спортивная деятельность настолько разнообразна, что создание единой модели описания кризисов профессиональной карьеры спортсмена весьма проблематично по вполне объективным причинам. Это и разное начало, и финиш спортивной карьеры, это и многообразная степень вложения спортсмена с точки зрения физических и психических затрат, необходимых для успешной самореализации в спортивной деятельности и т.

Тем не менее, она предлагаем обобщенную модель описания кризисов спортивной карьеры спортсмена, не претендуя при этом на ее универсальность. В предлагаемой нами модели профессиональное развитие личности представлено этапами многолетней подготовки в спорте вертикаль. Согласно определению кризисов, переход от одной стадии этапа к другой порождает нормативные кризисы развития и ненормативные кризисы горизонталь. В изложении данного вопроса мы ограничимся только описанием предварительного этапа многолетней подготовки.

Ведущими факторами, определяющими специфику кризисов психического развития, выступают: социальная ситуация развития, суть которой заключается в перестройке системы отношений с взрослыми и окружающим миром, смена ведущей деятельности, а также возникновением психологических новообразований. Естественно, что на этапах психического развития происходит смена социальной ситуации развития, ведущей деятельности, а также появляются центральные новообразования. Сущностные характеристики кризиса психического развития меняются в зависимости от этапа многолетней подготовки. Например, предварительный этап многолетней подготовки дзюдоиста приходится на начало подросткового возраста.

В этом возрасте кризис психического развития характеризуется тем, что социальная ситуация развития определяется как амбивалентность положения ребенка между состоянием еще не взрослого, но уже не маленького ребенка. Ведущей деятельностью здесь является социально-значимая деятельность, которая представлена учебной деятельностью, общением и общественно полезной деятельностью. В качестве основных новообразований назовем появление абстрактного мышления, переоценка ценностей, половая идентификация, появление чувства «взрослости». В исследованиях Б.

Ананьева, была показана гетерохронность развития. Трансформации психических способностей являются следствием возрастных изменений. Значит, правомерно считать возрастные изменения человека, порождаемые его биологическим развитием, самостоятельным фактором, определяющим возрастные кризисы. Главной характеристикой подросткового возраста является биологическое созревание, которое отмечается бурным физическим развитием, совпадающим с половым созреванием.

Перестройка организма начинается с изменений в эндокринной системе. Деятельность гипофиза активизируется, особенно его передней доли, гормоны, которые стимулируют рост тканей и функционирование других важнейших желез внутренней секреции щитовидной, половых, надпочечников. Изменяется облик подростка. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек -- по женскому.

Перестройка моторного аппарата часто сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом общая неловкость, угловатость, обилие движений и недостаточная их координация. Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно растет быстрее, чем кровеносные сосуды, что может стать причиной функциональных нарушений в деятельности сердечнососудистой системы и проявляться в виде сердцебиения, повышения кровяного давления, головных болей, быстрой утомляемости. Гормоны щитовидной и половой желез являются катализаторами обмена веществ.

Поскольку эндокринная и нервная системы функционально связаны между собой, подростковый возраст характеризуется, с одной стороны, бурным подъемом энергии, а с другой -- повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. Поэтому умственное и физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательные эмоциональные переживания могут быть причинами эндокринных нарушений и функциональных расстройств нервной системы. Они проявляются в повышенной раздражительности, слабости сдерживающих механизмов, утомляемости, рассеянности, падении продуктивности в работе, в расстройстве сна. Актуальным становится сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов фемининности и маскулинности.

Мальчики и девочки начинают заниматься различными видами спорта.

Следует отметить наличие достаточного количества исследований, посвященных проблеме профессионального самоопределения студентов разных типов учебных заведений В. Бевзюк, В. Ермошин, И. Митюкова, З. Максимова, О. Мондонен, С. Стацук и др. Однако вопрос развития социально-профессионального самоопределения студентов освящен недостаточно полно и затрагивается в исследованиях Н. Кузнецовой и Г.

Более того, в доступных для нас источниках не удалось обнаружить работ, раскрывающих социально-профессиональное самоопределение студента в соответствии с получаемой специальностью. Эти факты указывают на необходимость рассмотрения процесса формирования и развития социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов. Студенты-спортсмены, обучающиеся в образовательном учреждении спортивной направленности — училище олимпийского резерва далее УОР — призванного реализовывать одновременно несколько равноценных задач: обеспечение непрерывной, специализированной подготовки высококвалифицированных спортсменов, кандидатов в члены и членов сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта; обеспечение условий получения образовательной и профессиональной подготовки высококвалифицированных спортсменов, обуславливает специфику образовательной деятельности студентов-спортсменов, обучающихся в УОР. Дело в том, что образовательная деятельность студентов УОР включает в себя не только активность, направленную на овладение профессиональными компетенциями, как у всех студентов, получающих профессиональное образование, но и на спортивное совершенствование, состоящее из тренировочного процесса и участия в соревнованиях. Регулярные выезды студентов-спортсменов на учебно-тренировочные сборы и соревнования, высокие результаты спортивных достижений обеспечивают стабильную мотивацию студентов-спортсменов к спортивной подготовке, но наряду с этим мотивация студентов к учению и овладению профессиональными компетенциями значительно уступает. В связи с этим не все студенты-спортсмены к концу обучения в УОР имеют сформированное социально-профессиональное самоопределение. Так, по результатам опроса, проведенного среди студентов-спортсменов Омского ГУОР 1—5 курс, 110 человек работу по получаемой специальности «Педагог по физической культуре и спорту» планируют 27 респондентов, будут работать по специальности в случае острой необходимости — 23 человека, 48 студентов еще не думали об этом и 12 — дали отрицательный ответ. Такие результаты объясняются направленностью студентов-спортсменов, занимающихся спортом высших достижений, на спортивное совершенствование и выступление на соревнованиях. Являясь действующими спортсменами, они не желают задумываться о том, что их ждет по окончании спортивной карьеры. Однако, предвосхищая возможные трудности, которые могут возникнуть у спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры: чувство усталости, нежелание напрягаться, проблемы в базовом образовании, нет привычки к умственной работе и т.

Давлеткалиева, И. Иванова, Н. Стамбуловой, С. Шихвердиева, преподаватели ищут педагогические средства оказания помощи студентам-спортсменам в социально-профессиональном самоопределении [2, c.

Жизненные перспективы спортсмена в период кризиса спортивной карьеры

Для спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру, наиболее эффективным в оказании психологической помощи является «переключение» на другую сферу деятельности (учеба, тренерская работа и другое). Аннотация Проблема поиска новых смыслов жизни является наиболее значимой для спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры. От эффективности её решения зависит качество социальной адаптации спортсменов к новой реальности жизни вне спорта. 2.3. Особенности карьеры спортсмена. Награды и звания 46. 2.4. Алгоритм спортивной карьеры Ильи Ковальчука 53. 2.5. Предложения по управлению спортивной карьерой спортсмена 55. Заключение 59. Список литературы 61. Спортивную карьеру можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта. Особенности спортивной карьеры. жизненные перспективы спортсменов на разном этапе спортивной карьеры. Цель ВКР – выделение специфики жизненных перспектив спортсме-нов в кризистном состоянии на разном этапе спортивной карьеры. Для спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру, наиболее эффективным в оказании психологической помощи является «переключение» на другую сферу деятельности (учеба, тренерская работа и другое).

Список литературы

Спортсмены с невысоким уровнем притязаний и адаптивными копинг - стратегиями субъективно легче переживают кризис завершения спортивной карьеры. Тип эмоционального реагирования связан с уровнем притязания личности. Цель и гипотеза определили задачи исследования: 1. Определить уровень притязаний у спортсменов, завершающих спортивную карьеру 2. Изучить особенности переживания спортсменами кризиса завершения спортивной карьеры. Установить преобладающие копинг - стратегии у спортсменов. Оценить взаимосвязи между копинг - стратегиями и уровнем притязания личности. Выявить взаимосвязь эмоционального реагирования с уровнем притязания личности. Объект исследования - кризис завершения спортивной карьеры. Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности переживания кризиса завершения спортивной карьеры. В качестве основных методов исследования использовались: беседа, анкетирование анкета, направленная на изучения переживаний спортсменов, связанных с уходом из спорта , тестирование с использованием стандартных психодиагностических методик: шкала дифференциальных эмоций К.

Изард, адаптирована А. Леоновой; опросник копинг - стратегий Р. Лазарус; оценка уровня притязаний В. Основные этапы дипломного исследования: На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, был сформулирован научный аппарат исследования, подобраны диагностические материалы, определена опытно-экспериментальная база.

Тренеру как настоящему авторитетному наставнику молодых спортсменов должна быть также присуща высокая педагогическая культура во всей ее системной целостности. По этому поводу А. Пономарев со своими соавторами совершенно справедливо отмечают, что «проявлением системности профессиональной культуры педагога следует считать то, что вместе с высококачественной профессиональной подготовкой он умело и ненавязчиво помогает личностному развитию.

Такая помощь может заключаться в том, что преподаватель учит их ставить перед собой достаточно сложные и напряженные цели и успешно их достигать, выстраивая рациональную стратегию и логику направленной на это деятельности». Ученые специально подчеркивают, что «более того, именно педагогическая культура позволяет преподавателю привить студентам навыки социального оптимизма, способность любое сложное задание выполнять с удовольствием». А именно социальный оптимизм представляется нам основой успешной жизни и профессиональной деятельности каждого человека, в том числе, безусловно, и каждого спортсмена. Благодаря социальному оптимизма он получает реальную возможность выстраивать рациональную траекторию своего личностного саморазвития и свою жизненную стратегию вообще. Социальный оптимизм выступает антитезой социального фетишизма, который, по убеждению П. Андрущенко и его соавторов, представляет собой «явление общественного сознания, в недрах которого возникает убеждение, будто человек полностью обусловлен различными институтами, знаковыми системами, социальными структурами, а они, собственно, могут обойтись и действовать без человека, то есть обладать способностью к саморазвитию». Сама природа человека как общественного существа действительно обусловливает существенную ее зависимость от социума, однако из-за жизненнй активности человека он способен не просто приспосабливаться к моральным и правовым нормам общества, а вполне сознательно согласовывать с ними свои индивидуальные цели и интересы.

Привитие такой способности спортсмену также считаем одним из важных задач его профессионального самоопределения. Такое привитие выступает одной из целей учебно-тренировочной и воспитательной работы, поскольку оно направлено на соответствующее развитие у него морально-волевых качеств как стержневого элемента, своеобразного фактора системообразующего характера, необходимого для успешного формирования и развития целостной личности спортсмена. Энциклопедия образования приводит следующее определение понятия педагогических технологий: это «технологии, которые обеспечивают преобразование педагогического процесса в образовательном учреждении на целенаправленную деятельность всех его субъектов». При этом подчеркивается, что «теоретическое и практическое значение педагогической технологии состоит в том, что она является еще одним система образующим фактором образовательного процесса и образовательной деятельности, обеспечивающая их целостность, личностную и социально-экономическую значимость». С позиций нашего исследования чрезвычайно важным представляется положение о том, что «под личностно ориентированной образовательной технологии понимают процесс и результат создания проектирования адекватной потребностей и возможностей личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, которая состоит из сконструированных в целях методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов, гарантирующих участникам образовательного процесса достижения поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора». Указанные здесь атрибутивные признаки педагогических технологий проявляются в полной мере соответствующими и для такого специфического вида образовательной деятельности, которым выступает учебно-тренировочный процесс и воспитательная работа со спортсменами. Особо следует подчеркнуть положение о гарантировании достижения поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора.

На наш взгляд, речь идет как о свободе сознательного выбора целей педагогического воздействия на личность спортсмена со стороны педагога-тренера, так и о свободе выбора самим спортсменом того варианта его профессионального самоопределения и своей жизненной стратегии, который он считает целесообразным и наиболее приемлемым для него. И в последнем случае он имеет право даже не обосновывать свой выбор перед кем-либо, поскольку этот выбор вполне может быть осуществлен на эмоциональном или подсознательном уровне. По нашему глубокому убеждению, основная задача создаваемой системы целевой подготовки человека к успешной жизни и деятельности после завершения спортивной карьеры должно заключаться не в разрушении этой резистенции, а в относительно мягком ее преодолении и даже дальнейшем ее плодотворном использовании. Для того чтобы успешно, то есть спокойно и ненавязчиво, но системно и последовательно преодолевать резистентные проявления спортсмена на попытки целенаправленной его подготовки к постспортивного периода жизни, необходимо прежде всего сформировать у него привычку к самоанализу и глубокую внутреннюю потребность в таком анализе. Потребность в самоанализе позволяет эффективно использовать спортсмену свою резистентность для решительного противостояния вредным воздействиям, в том числе и для преодоления высокомерия, чувства своей незаменимости, пренебрежительного отношения к товарищам по команде, уровень мастерства которых пока уступает. Кстати, это требование вообще необходимо каждому человеку, включая спортсмена даже во время активного занятия профессиональным спортом, поскольку оно является одним из плодотворных источников и средств совершенствования мастерства. Особенно оно необходимо в коллективных видах спорта, которым является и баскетбол.

Считаем целесообразным привести глубокую мысль выдающегося психолога К. Платонова о том, что "особенно важно для самопознания правильное понимание своей роли в коллективе, в обществе. Высокий уровень самопознания и, таким образом, самосознания в целом определяет объективно правильное сочетание особенностей личности и, в частности, его способностей, с социальной ролью этой личности". Ученый совершенно справедливо подчеркивает при этом, что "чем выше самосознание личности, тем выше при прочих равных условиях является роль его в коллективе и обществе". Для командных видов спорта, особенно если команда успешно выступает на соревнованиях высокого уровня, самоанализ, присущий ее игрокам, есть еще и крайне необходимым условием формирования и соблюдения благоприятного психологического климата, доверительных отношений и высокой корпоративной культуры. Системная организация учебно-тренировочного процесса в команде должно предусматривать не только непрерывное повышение спортивного мастерства ее участников и обеспечение пика их физической и эмоционально-волевой формы на время ответственных соревнований, но и благоприятный психологический климат, высокую ответственность перед товарищами, перед своими болельщиками, семьей и собственной совестью, надлежащую общую и профессиональную культуру. С этой целью необходимо, во-первых, обеспечить максимальное доверие воспитанников к своему тренеру не только как к авторитетному специалисту, но и как к интеллектуально развитой личности с высоким уровнем культуры, широким кругозором и четкими мировоззренческими позициями, как к умелому педагогу и чуткому человеку.

Во-вторых, важным условием преодоления страха и неуверенности спортсмена перед неопределенностью его спортивной и постспортивной жизни является получение каждым спортсменом образования в высшем учебном заведении как физкультурного, так и любого другого профиля соответствующего его интересам, стремлениям и предпочтениям. Именно получение профессии в значительной степени повышает готовность спортсмена к успешной жизни и деятельности после завершения спортивной карьеры, открывает реальные возможности плодотворно работать по полученному образованию и квалификации и достичь самореализации в новой сфере. В-третьих, эффективным средством выступает забота о сохранении физического, эмоционального и нравственного здоровья, что должно способствовать успешной самореализации в новой сфере профессиональной деятельности, что может требовать не меньше сил и энергии, чем спортивные соревнования. Кроме того, она требует от него высокой профессиональной компетенции, творческого подхода, максимальной мобилизации креативных способностей и интеллектуального потенциала. Формирование у спортсмена так необходимого ему понимания этих особенностей постспортивной деятельности дает возможность направить его психологическую резистентность на сопротивление проявлениям лени, апатии, нерешительности, трансформировать ее в энергию действия. В-четвертых, чрезвычайно важным, возможно, даже стратегическим средством предлагаемой системы должно стать целенаправленное привитие каждому спортсмену бережного отношения к получаемому денежному вознаграждению, к рациональному его расходования, в том числе путем инвестирования в свое будущее. Для этого достаточно приводить примеры того, как вкладывают свои средства в успешный бизнес выдающиеся спортсмены, артисты и представители других профессий, деятельность которых ограничена определенным возрастом.

Таким образом, предлагаемая система способна усиливать сплоченность команды, способствует максимальному раскрытию творческих способностей каждого спортсмена и реализации его личностного потенциала. В основу функционирования системы должно быть положено целенаправленное педагогическое воздействие на каждого игрока, который является дидактически выверенным и максимально индивидуализированным. Тренер как педагог и психолог, должен быть готов взять ответственность за свои слова и действия во время профессионального общения со спортсменом. Она включает постановку только реалистичных целей, поскольку психологически готовый и педагогически компетентный тренер должен понимать не только индивидуальные психические особенности спортсмена, но и ограниченность своих возможностей по влиянию на него. Обладая эффективными методами убеждения и внушения, тренер тем не менее должен решительно отказаться от нереальных попыток изменить саму личность спортсмена. Однако необходимо поддерживать его амбициозные планы, например такие, которые касаются дальнейшего повышения спортивного мастерства и направлены на успешную деятельность после завершения выступлений. Нужно действовать очень тонко, выбирая тактику, должна предотвращать так называемую "звездную болезнь" и высокомерие, но и помогать спортсмену правильно использовать свою популярность, формировать имидж и паблик рилейшнз PR , который может сыграть важную роль в организации его жизни и деятельности и осуществлении планов по новой сфере, успешной реализации приобретенных в спорте морально-волевых качеств и навыков бойца.

Садовник, - как в командных, так и в индивидуальных видах спорта, позволяет спортсмену превратить свое имя в бренд, который не имеет отношения к спорту, и поддерживать в дальнейшем нужный имидж этого бренда. В таком случае можно полностью избежать зависимости от личных спортивных достижений". Последнее замечание является чрезвычайно важным с позиций нашего исследования, поскольку у многих спортсменов на заключительном этапе карьеры эти достижения могут быть очень скромными. Действительно, силы уже не те, спортсмен быстрее устает, он теряет физическую форму и все чаще сидит на скамейке запасных. Однако его имя еще "на слуху", имидж выдающегося спортсмена не потерян и PR активно помогает некоторое время продержаться в команде и подготовить себе новую сферу деятельности и себя самого к успешной деятельности. Это связано с тем, что благодаря имиджу и PR ему легче устанавливать отношения с различными контрпартнерами, а самим этим контрпартнерам лестно, что они сотрудничают с широко известным человеком, который к тому же еще и часто консультируется с ними по чисто профессиональным вопросам, отдавая должное их профессиональным знаниям и опыту.

Существует три группы гендерных стереотипов. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности, навязываются разные типы темпераментов и стилей поведения. Типично женскими качествами признаются пассивность, нерешительность, зависимость, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, эмоциональность. К мужским качествам относят активность, агрессивность , решительность, стремление к соревнованию, достижению, низкую эмоциональность. Как институт социализации спорт воспитывает качества личности, стереотипно воспринимаемые как маскулинные. Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин - по наличию семьи и детей. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений. Таким образом, спорт, в котором самоцелью являются достижения, не согласуется с образом женственности. Управление карьерой спортсмена Карьера - это динамическое явление, то есть постоянно изменяющийся и развивающийся процесс. Спортивную карьеру можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта. Выделяют три существенных признака любой карьеры: 1. Можно выделить несколько принципов построения спортивной карьеры:7 - совершенствование знаний и навыков. Данный принцип связан с осознанием необходимости успешно осуществлять деятельность в интересах общества. Для этого требуется постоянное стремление к устранению имеющихся недостатков, такие качества, которые необходимы в жизни, деятельности для развития творческого потенциала; - осознание собственной роли спортсмена в росте спортивной карьеры характеризуется представлением человека о своей роли в обществе, в спорте; Заказать работу - четкое осознание своей цели. В первую очередь тренер помогает спортсмену в определении соревновательной цели, в становлении мотивов, побуждающих стремиться к ней. Это требует достаточной осторожности, знания особенностей своих учеников; - четкая постановка задач. Вслед за выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются возможные пути и средства ее достижения. Описание деятельности спортивного клуба «Атланта трэшерз» и вида спортивной деятельности «НХЛ» Национальная хоккейная лига англ. НХЛ стала первой профессиональной хоккейной лигой в мире. Лига была образована в 1917 году и объединяла в себе всего 4 команды[2]. С сезона 2000—2001 — играет уже 30 команд из 29 городов США и Канады, борющихся ежегодно за главный приз лиги — Кубок Стэнли. Команда «Квебек Бульдогс» по финансовым причинам не принимала участие в первых двух сезонах. Из-за этого «Уондерерс» пришлось прекратить существование. Таким образом, в первых двух сезонах в лиге принимало участие только три команды в первом сезоне «Уондерерс» сыграли всего 6 игр, из которых выиграли только одну, а остальные проиграли. Несмотря на то, что Ливингстоун был изгнан из лиги, одна из его идей, предложенных для НХА — разбиение регулярного сезона на две части — была принята на вооружение и интегрирована с системой плей-офф. Разъярённый Ливингстоун тем временем, потерпев неудачу в попытке получить долю прибыли от «Аренас», предъявил иск команде и НХЛ. Несмотря на то, что лига в первое десятилетие своего существования много сил тратила на то, 2. Описание личности спортсмена на примере Ильи Ковальчука Илья Ковальчук родился в 1983 году в Калинине. Мать, Любовь, — заведующая поликлиникой. Отец, Валерий, сначала работал баскетбольным тренером, затем директором Школы высшего спортивного мастерства. Уже в раннем возрасте Илья активно занимался спортом: занимался плаванием, акробатикой, играл во дворе в футбол. Валерий решил отдать сына в спортивную секцию и выбирал между баскетболом и хоккеем, остановив9шись в итоге на хоккее. В возрасте 5 лет и 8 месяцев он отвёл Илью к своему лучшему другу, хоккейному тренеру Виктору Жукову. Группа, в которой занимался Илья, состояла из детей 7-и лет, но уже через год он перегнал их по уровню мастерства и продолжая тренироваться в Твери, начал играть за московскую команду. Валерий каждые выходные возил сына в Москву, контролируя тренировочный процесс.

Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. Ковалев А. Психология личности: Учебное пособие. Колесов Д. Учителю о психологии и физиологии подростка. Коломейцев Ю. Взаимоотношения в спортивной команде. Кон И. Открытие «Я». Психология ранней юности. Конопкин О. Психологические механизмы регуляции деятельности. Кретти Б. Психология в современном спорте: Пер. Кричевский Р. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. Крутецкий В. Психология обучения и воспитания школьника. Крылов А. Психология труда и инженерная психология. Кузнецов В. В зеркале моей души. Кузьмин В. Принцип системности в теории и методологии К. Кузьмин Е. Основы социальной психологии. Кузьмина Н. Очерки психологии труда учителя. Предмет акмеологии. Шуя, 1995. Лалаян А. Психологическая подготовка спортсмена. Ереван: Айастан, 1985. Левитов Н. О психических состояниях человека. Леевик Г. Исследование личностных особенностей спортсменов методом моделирования: Автореф. Личность и деятельность спортсмена-парашютиста. Леонтьев А. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Ложкин Г. Ломов Б. Методологические и теоретические проблемы психологии. Лонский В. Что вам сказать про высоту? Луценко Ю. Формирование психологического климата спортивной команды в тренерской деятельности: Автореф. Мальчиков А. Марищук В. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. О чем сила сильных: о совместной работе тяжелоатлетов высшей квалификации и их тренеров. Информационные аспекты управления спортсменом. Мартене Р. Социальная психология и спорт: Пер. Медведев А. Психологические особенности состояния тренированности: Автореф. Психология победы. Медведев В. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. Мелибруда Е. Я-ты-мы: Пер. Мельников В. Введение в экспериментальную психологию личности. Меныцикова А. Публичность соревнований и ее отражение спортсменами: Автореф. Мерлин B. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Мерлинкин В. Некоторые типологические различия в формировании начальных акробатических навыков. Свердловск, 1967,- С. Марищук, Ю. Блудов, В. Плахтиенко, Л. Мильман В. Милынтейн О. Советский олимпиец: социальный портрет. Молл Е. Руководитель строительного производства. Найдиффер P. Психология соревнующегося спортсмена: Пер. Неверкович С. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. Некрасов В. Психорегуляция в подготовке спортсменов. Немчин Т. Состояния нервно-психического напряжения. Никитина О. Уверенность в своих силах как фактор достижения успеха в деятельности: Автореф. Николаев А. Психическая адаптация человека к усложненным условиям деятельности: Автореф. Носачева С. Формирование и проявление отношений юных спортсменов к тренировочным нагрузкам: Автореф. Озеров В. Психомоторное развитие спортсменов. Кишинев, 1983. Палайма Ю. Параносич В. Психодинамика спортивной группы: Пер. Парыгин Б. Основы социально-психологической теории. Социально-психологический климат коллектива. Петленко В. Валеология человека: в 5-и т. I 304 е. II 360 е. III 350 е. IV 367 е. V 360 с. Петушкова Е. Путешествие в седле по маршруту «жизнь». Пилоян Р. Мотивация спортивной деятельности. Платонов В. Уравнение с шестью известными. Суд над победителями. Платонов К. О системе психологии. Система психологии и теория отражения. Пономарев Н. Шороховой и др. Прохоров А. Влияние спортивной подготовки на психофизиологическую реактивность студентов: Автореф. JL, 1981. Прохорова М. Крылова, Л. Психологические проблемы физического воспитания школьников: Сб. Коссова, Т. Психомоторика: Сб. Ашмарина, Е. Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям: Сб. Рудика, А. Пуни, Н. Психология: Учебник для техникумов физ. Психология: Учебник для институтов физ. Рудик, В. Медведев, А. Психология спорта высших достижений: Учеб. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Джамгарова и А. Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека: Сб. Ильина и Г. Пуни А. Очерки психологии спорта. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. Некоторые психологические особенности готовности к соревнованиям в спорте. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте. Проблема личности в психологии спорта: Лекция. Растороцкий B. Гимнастика достойна гимнов. Рогов Е. Настольная книга практического психолога в образовании. Родионов А. Психодиагностика спортивных способностей. Влияние психологических факторов на спортивный результат. Смоленск, 1992. Роднина И. Олимпийская орбита. Розе Н. Психомоторика взрослого человека. JL: Изд-во Ленингр. Романова Е. Регулирующая функция представления движений: Авто-реф. Ротенберг B. Мозг, обучение, здоровье. Рубинштейн С.

Хочешь такую же работу?

  • Понятие и этапы спортивной карьеры — Студопедия.Нет
  • Вы нашли то, что искали?
  • Что такое спортивная карьера: определение, особенности, путь к успеху
  • Управление карьерой профессионального спортсмена (Павел Буре). / Дипломная работа
  • Жизненные перспективы спортсмена в период кризиса спортивной карьеры - Психология, Дипломная работа
  • проект по физкультуре 7 класс. Тема: «Спортивная карьера: где, как, когда?»

1.1. Основные понятия: спорт, спортивная деятельность, спортивный менеджмент

  • Строка навигации
  • 4. Понятие и особенности спортивной карьеры.
  • Что такое спортивная карьера: определение, особенности и преимущества
  • Спортивная карьера: полное определение и его значение
  • Основные причины завершения спортивной карьеры
  • Психология спортивной карьеры реферат

Психология спортивной карьеры

Подобная последовательность должностей и называется профессиональной карьерой. В настоящее время определение «карьера» довольно широко применяется в науке и практике управления. Но при этом стоит обратить внимание на то, что, однако трактуется данное понятие по-разному. Определение «карьера» произошло от итальянского «carriera», что в переводе обозначает «бег, жизненный путь, поприще». Стоит отметить, что уже в самой этимологии прослеживается определенная двойственность в современном интерпретировании карьеры, динамичная и статичная особенности данного явления. Карьера понимается, во-первых, как процесс довольно интенсивного движения; во-вторых, и как результат данного движения.

В общем аспекте как научный термин, карьера в настоящее время имеет множество трактовок, которые можно условно объединить в следующие три основные группы [5, с. К первой группе можно отнести определения, которые отождествляют карьеру с набором выполняемых индивидом видов профессиональной деятельности и занимаемых профессиональных должностей: 1 фактическая последовательность должностных ступеней то есть рабочих мест и положений в организации ; 2 профессиональное продвижение, рост как некоторые этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних его уровней к другим; 3 продвижение сотрудника по должностной лестнице: изменение профессии, специальности и квалификации, статуса то есть должности , роли должностных обязанностей ; 4 иерархическое отражение этапов должностного продвижения сотрудника в процессе всего трудового пути или определенного его отрезка. Во вторую группу входят определения, которые рассматривают карьеру как процесс развития и самореализации человека как активного субъекта: 1 индивидуальная последовательность аттитюдов то есть социальных установок и некоторых поведенческих проявлений, которые связаны с профессиональным опытом и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни; 2 карьера сотрудника руководителя или специалиста как процесс его успешной профессиональной самореализации при общественном признании и в результате продвижения по служебной лестнице, что дает взаимный интерес компании и сотрудника. Третья группа включает в себя определения, которые не ограничивают карьеру только лишь профессиональной сферой жизни: 1 виды деятельности, которые определенным образом слиты с образом жизни и реализующие цели жизни человека; 2 совокупность ролей индивида, которые направлены на реализацию себя в какой-то из наиболее важных сфер жизни, таких как досуг, работа, семья. Таким образом, подобное разнообразие определений карьеры говорит о том, что в современном понимании карьера имеет как внешнюю сторону то есть прохождение последовательных этапов продвижения , так и внутреннюю, психологическую.

Идеальная форма карьерного процесса представляет собой развитие по восходящей то есть прогрессивный тип. Каждая последующая стадия изменений в этом процессе отличается от предыдущей более высоким уровнем способностей и возможностей своей жизнедеятельности. Она включает в себя достигнутые раньше результаты и дает необходимость для более поздней стадии. По причине того, что понятие карьеры в настоящее время не всегда связывается именно с профессиональной деятельностью, для определения стремления к успеху в профессиональной сфере также применяется понятие «деловая карьера», под которым понимается самореализация субъекта в процессе его профессионального роста, смены занимаемых профессиональных позиций то есть профессий, должностей и т. Это только фрагмент работы для ознакомления Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы.

Однако вопрос развития социально-профессионального самоопределения студентов освящен недостаточно полно и затрагивается в исследованиях Н. Кузнецовой и Г. Более того, в доступных для нас источниках не удалось обнаружить работ, раскрывающих социально-профессиональное самоопределение студента в соответствии с получаемой специальностью. Эти факты указывают на необходимость рассмотрения процесса формирования и развития социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов. Студенты-спортсмены, обучающиеся в образовательном учреждении спортивной направленности — училище олимпийского резерва далее УОР — призванного реализовывать одновременно несколько равноценных задач: обеспечение непрерывной, специализированной подготовки высококвалифицированных спортсменов, кандидатов в члены и членов сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта; обеспечение условий получения образовательной и профессиональной подготовки высококвалифицированных спортсменов, обуславливает специфику образовательной деятельности студентов-спортсменов, обучающихся в УОР. Дело в том, что образовательная деятельность студентов УОР включает в себя не только активность, направленную на овладение профессиональными компетенциями, как у всех студентов, получающих профессиональное образование, но и на спортивное совершенствование, состоящее из тренировочного процесса и участия в соревнованиях. Регулярные выезды студентов-спортсменов на учебно-тренировочные сборы и соревнования, высокие результаты спортивных достижений обеспечивают стабильную мотивацию студентов-спортсменов к спортивной подготовке, но наряду с этим мотивация студентов к учению и овладению профессиональными компетенциями значительно уступает. В связи с этим не все студенты-спортсмены к концу обучения в УОР имеют сформированное социально-профессиональное самоопределение.

Так, по результатам опроса, проведенного среди студентов-спортсменов Омского ГУОР 1—5 курс, 110 человек работу по получаемой специальности «Педагог по физической культуре и спорту» планируют 27 респондентов, будут работать по специальности в случае острой необходимости — 23 человека, 48 студентов еще не думали об этом и 12 — дали отрицательный ответ. Такие результаты объясняются направленностью студентов-спортсменов, занимающихся спортом высших достижений, на спортивное совершенствование и выступление на соревнованиях. Являясь действующими спортсменами, они не желают задумываться о том, что их ждет по окончании спортивной карьеры. Однако, предвосхищая возможные трудности, которые могут возникнуть у спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры: чувство усталости, нежелание напрягаться, проблемы в базовом образовании, нет привычки к умственной работе и т. Давлеткалиева, И. Иванова, Н. Стамбуловой, С. Шихвердиева, преподаватели ищут педагогические средства оказания помощи студентам-спортсменам в социально-профессиональном самоопределении [2, c.

Решение проблемы видится в реализации педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения студента-спортсмена, реализуемое как при непосредственном взаимодействии преподавателей со студентом в рамках образовательного процесса в училище, так и опосредованном, при выезде студента-спортсмена на учебно-тренировочный сбор через сетевое сопровождение. В рамках образовательного процесса преподавателями применяются современные образовательные технологии контекстного обучения: кейс-ситуации, проекты, веб-квесты и др, а также во внеучебное время проводятся индивидуальные коуч-сессии по составлению проекта профессиональной карьеры. Технологии коучинга и проектной деятельности при составлении проекта профессиональной карьеры являются взаимодополняющими. Так, коучинг, по мнению Тимоти Гэллвея, позволяет раскрыть потенциал человека с целью максимального повышения его эффективности [1, c. А в ходе составления проекта студент определяет направления развития уже осознаваемого потенциала и задает цель своей деятельности. Сочетая коучинг и проектную деятельность, преподаватель помогает студенту осознать путь своего профессионального развития. В подтверждение этому приведем слова С.

Кризисы спортивной карьеры Карьера в современном спорте начинается очень рано в 4-5 лет , и так же рано заканчивается в 25-30 лет , то есть, начало спортивной карьеры приходится на тот период жизни индивида, который является наиболее сензитивным в плане развития его физических и психических свойств, качеств и способностей. Кроме того, это тот период, когда индивид в ходе освоения и профессиональной самореализации в спортивной деятельности сталкивается с комплексом кризисных противоречий и проблем, которые определяют ход его спортивной карьеры. Проблема кризисов спортивной карьеры еще не стала предметом широкого изучения спортивных специалистов.

В отечественной психологии спорта кризисам спортивной карьеры были посвящены ряд работ Н. Стамбуловой, И. Иванова, О. Сенаторовой и С. Большинство упомянутых выше работ посвящено проблемам выбора методов психологической помощи спортсменам, организации психологического консультирования, создания психолого-педагогических условий социальной адаптации спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры. То есть в этих работах представлен лишь этап завершения спортивной карьеры. Следовательно, нельзя утверждать, что данная проблема исследована в достаточной степени. Наиболее полно кризисы спортивной карьеры представлены в работе Н. Наложение различных периодизаций спортивной карьеры позволило Н. Каждый из представленных кризисов весьма симптоматичен и является периодом перехода от одного этапа спортивной карьеры к другому.

Автором описаны кризисные противоречия и проблемы, решение которых необходимо на конкретном этапе спортивной карьеры, а также результаты прохождения каждого из кризисов. Отдавая должное проделанной Н. Стамбуловой работе, тем не менее, отметим, что представленные ею кризисы спортивной карьеры не учитывают того, что спортсмен, как любой человек, сталкивается с кризисными явлениями не только в ходе освоения спортивной деятельности, но и вне ее на протяжении всей своей жизни. Следовательно, для более полного понимания кризисов спортивной карьеры, на наш взгляд, необходимо рассматривать обобщенную типологию кризисов. Всю совокупность кризисов принято разделять на нормативные и ненормативные. Нормативные кризисы носят закономерный, обусловленный логикой самого развития характер. К ним относятся возрастные кризисы, кризисы психического развития, а также непосредственно кризисы профессионального становления. К ненормативным кризисам относятся невротические, критические и жизненные кризисы. Ненормативные кризисы являются следствием случайных, непредвиденных событий в жизни человека. Кризисы личности по Э.

Зееру На наш взгляд, для более эффективного понимания сущности и структуры спортивной карьеры, необходима модель описания кризисов. Такая модель была предложена нами. В ходе разработки модели были использованы результаты исследований Н. Стамбуловой, перечень требований этапов многолетней подготовки, а также типология кризисов развития. Мы отмечаем, что спортивная деятельность настолько разнообразна, что создание единой модели описания кризисов профессиональной карьеры спортсмена весьма проблематично по вполне объективным причинам. Это и разное начало, и финиш спортивной карьеры, это и многообразная степень вложения спортсмена с точки зрения физических и психических затрат, необходимых для успешной самореализации в спортивной деятельности и т. Тем не менее, она предлагаем обобщенную модель описания кризисов спортивной карьеры спортсмена, не претендуя при этом на ее универсальность. В предлагаемой нами модели профессиональное развитие личности представлено этапами многолетней подготовки в спорте вертикаль.

Карелин выиграл эту схватку со счётом 3:0. В четвертьфинале победил Георгия Салдадзе Украина. В полуфинале победил Дмитрия Дебелко Белоруссия. В финале встретился с американским борцом Рулоном Гарднером. После первого периода счёт был 0:0, по действовавшим тогда правилам, после перерыва атлетов поставили в крестовой захват. Карелин первым разжал руки, что являлось нарушением правил, Гарднеру присудили выигрышный балл. В результате со счётом 1:0 выиграл американский борец, а Карелин впервые за 13 лет получил серебряную награду [10]. После Игр в Сиднее Александр Карелин завершил спортивную карьеру. Смешанный стиль править В 1999 году Александру Карелину поступило предложение провести бой по правилам смешанных единоборств с бойцом из Японии Акирой Маэдой. Призовой фонд составлял 1 000 000 долларов США. Бой состоялся 20 февраля 1999 года в Токио. В соответствии с Олимпийской хартией Карелин не имел права участвовать в коммерческих боях, поэтому бой проводился без вознаграждения [11]. И Карелин, и Маэда могли использовать приёмы смешанных единоборств, однако, находясь на ринге без перчаток, не могли наносить удары кулаками. Карелин заявил перед боем, что ему будет достаточно «бороться по своим правилам». Александр Карелин победил в этом поединке по очкам: уставшему Маэде после боя понадобилась помощь, чтобы идти [12] [13].

Социокультурные и индивидуально-личностные особенности спортсменов

Выделяется определенный «переходный период» от спортивной карьеры к жизни и деятельности после спорта. Этот период характеризуется как кризис, связанный с появлением необычных для спортсмена сложностей и эмоциональных волнений. могает понять, как происходит становление «спортивной личности». «У подножия – массовость, наверху – личности, добившиеся высоких ре-. Функционально-содержательные характеристики темы «спортивная личность» 81. Актуальность исследования. Изучение генезиса спортивной деятельности во взаимосвязи с динамикой развития личности спортсмена, позволяет выяснить особенности профессиональной спортивной карьеры и факторы ее определяющие. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1 Основные понятия: спорт, спортивная деятельность, карьера 4 2 Понятие и отличительные черты спортивной карьеры 4 3 Исследование спортивной карьеры 6 4 Кризисы в карьере спортсмена.

Управление карьерой профессионального спортсмена(Александра Карелина)

Определение слова карьера. Особенности ее периодизации. Кризисы спортивной карьеры. Факторы, влияющие на нее. Зависимость спортивной карьеры от местоположения секции, финансовой составляющей, тренировок, таланта, труда, мотивации и спортивного агента. ption. Раскрываются особенности самореализации спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры. это многолетняя деятельность спортсмена, предполагающая достижение высоких результатов, в соответствии с целями и задачами конкретного этапа многолетней профессионализации спортсмена. Такое системное описание спортивной карьеры позволяет выявить как общие закономерности спортивной карьеры, типичные для большинства спортсменов, так и особенности карьеры конкретного спортсмена. Автореф. дис. д.п.н. - СПб., 1992.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий